Прочитал «Хороший интерфейс — невидимый интерфейс»
В октябре издательство «Питер» выложило для скачивания книжку 2016 года. Прочитал перед новым годом за несколько вечеров.
О чем книга
Суть — в названии. Кришна рассказывает о том, как не плодить экранно-ориентированные интерфейсы там где они не нужны и предлагает другой подход к взаимодействию. Много неизвестных ранее примеров.
Книга напомнила «Дизайн для реального мира». Ее так же с некоторой условностью можно разделить на две части: проблема и решение. А некоторые места напоминают Рому Воронежского:
Щелкните здесь, чтобы убрать жир на животе с помощью этого подозрительного острого предмета. Вы не поверите, что будет дальше…
Автор и редактор поступили умно: для того чтобы увлечь читателя первая часть сделана легкой и с большим количеством картинок, вторая — тяжелее и с большим коичеством текста (хотя и разбавленная графическими приемами).
В первой половине Кришна критикует экранно-ориентированное мышление, когда единственнм решением задачи дизайнеры видят экранный интерфейс, описывает типичные болезни современного общества, вызванные зависимостью от устройств: недостаток и плохое качество сна, потеря концентрации и внимания, тревожность.
Во второй описаны принципы другого подхода с реализованными примерами.
Три принципа
Кришна предлагает три принципа, следуя которым мы уйдем от экранно-ориентированных решений задач там где они не нужны к настоящим и полезным решениям.
Фокусируйтесь на типичных процессах, а не на экранах
Суть — в осознании потребности пользователя и методов ее решений. Вместо того чтобы создавать взаимодействие через экран можно обойтись без взаимодействия.
Примеры: умный замок, который открывается когда вы со смартфоном подходите к двери (уже в продаже) и противопоставление «мобильное приложение для открывания автомобиля — датчики открытия багажника на Ford Escape».
Если вы работаете над программным обеспечением, не упирайтесь в унылые прямоугольники как в единственное решение проблемы.
Используйте компьютеры, а не служите им
О человечности и принципе «пусть потеет машина» (© Бюро) при создании интерфейсов.
Пример: подшлемник Reebok Checklight и IFTTT.
Адаптируйтесь к индивидуальности
О интерфейсах, изучающих и адаптирующихся к пользователям. Кришна описывает персональный интерфейс, который на основе собранных данных будет моделировать свое поведение и страхи пользователей, связанные со сбором информации и этику. Такая personal big data. И это интересная мысль, будет здорово возложить на машины многие задачи. Например еще никто не создал дневник, не требующий заполнения: машина могла бы сама составлять текстовое описание произошедшего за день.
Пример прообраза: My Life Bits, разработанный Микрософтом. Работающий пример: термостаты Nest собирают данные о предпочтительной влажности и температуре, а автоматически подстраивают ее под пользователя.
Если мы знаем вас достаточно хорошо, то есть у нас есть необходимый набор данных, мы задали правильные вопросы и верно интерпретировали ваши ответы и свои наблюдения, то мы, скорее всего, сможем дать вам то, что вам действительно нужно, когда нужно, и без необходимости даже вас спрашивать.
В 2021 машины уже исследуют нас чтобы отдать данные: рескьютайм показывает в каких приложениях вы работатли, карты помнят ваш маршрут. Хотя к хранению персональных данных стали относится осторожнее и появились умные устройства и «умный дом» но все равно сдвиги относительно небольшие. Посмотрим что будет через пять лет.